10.08.2014

Есть ли у готики будущее?

ПОЧЕМУ МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ ЗАКАТ ГОТИКИ, И ЕСТЬ ЛИ У НЕЕ КАКОЕ-ТО БУДУЩЕЕ?
(Небольшая аналитическая статья с автобиографическими элементами)
Автор: Victory Y-Hereticus

      Готика выделяется среди остальных субкультур ощутимой неопределенностью цели движения. С блэкушниками-дьяволопоклонниками и нациками, к примеру, все понятно: понятно, что им не нравится, понятно, чего они хотят.
       Про готов говорят, что "это те, кто ходят в черном, пребывают в депрессии и любят кладбища". Это очень неконкретное, расплывчатое определение, из которого ничего не следует. Сами готы описывают движение в том же духе, - что-то типа "готика - это выражение внутреннего состояния души, это боль, пропущенная через призму творчества". Речь идет обо всем спектре так называемых "темных" эмоций. Выходит, что готика связна в первую очередь с отражением различных внутренних, глубоко психологичных, событий.
Все творчество готов - это интуитивная работа с личным бессознательным, нечто вроде массовой арт-терапии.         Чрезвычайно полезное для психики и личностного роста занятие. В результате этого процесса временами рождаются на свет поистине потрясающие произведения искусства - и в готической музыке, и в живописи, и в кино, и в одежде...
      По законам аналитической психологии, все, что сокрыто в бессознательном, стремится к тому, чтобы проявиться для сознания и стать осознанным, зримым, изученным, понятным. Это и происходит в готике (и не только в ней). Однако, когда процесс завершается и бессознательное содержание получает свое проявление, в этой деятельности рано или поздно отпадает надобность.
      В движении готов нет цели, нет вектора. Принцип "боль, пропущенная через творчество" может дать только постоянный возврат к одному и тому же типу эмоций и переживаний. И если поначалу это были искренние и чистые эмоции, то потом начинается искусственное самонакручивание, для личностного роста уже губительное.
      Человек не должен стоять на месте. Для него естественно развиваться, меняться. Период Нигредо - лишь этап. И многие с успехом используют пребывание в готическом движении для того, чтобы этот этап прожить и как следует прочувствовать.
      После Нигредо следует Альбедо, "светлый" период. Это время, когда людей начинает потихоньку выносить из готики под разными соусами. Например, некоторых резко пробивает на позитив. Я наблюдала случаи перехода из депрессивных готов в развеселых укуренных растаманов, в веселых рок-н-рольщиков, в жизнерадостных карьеристов, исповедующих принцип «бери от жизни все», наконец, в простых модных «цивилов», и т.д.. Людей с более глубоким складом ума, которым было необходимо не просто находиться в движении, но и понять, почему их в него занесло, как правило, уносит от готики как таковой в области психологии, духовного развития, мистики и оккультизма. Однако, речь идет не о примитивном сатанизме и простейших оккультных настроениях в самой готик-тусовке, а об ознакомлении со всем мировым духовным наследием человечества, в котором внимание сфокусировано не на самих «темных состояниях души», а на их анализе в рамках более глобальной цели - достижения духовного блага, гармонии с миром. На этом этапе Альбедо внутренняя и внешняя «готичность» может полностью сойти на нет, словно ее и не было никогда. Принадлежность к тусовке окончательно перестает иметь какую-то важность, внимание сосредоточено на соприкосновении с культурами, имеющими гораздо больший временной и качественный размах, нежели неформальная готика конца XX – начала XXI.
      Означает ли это окончательный конец с «темным прошлым»? И да, и нет одновременно.
      Движение безвозвратно теряет огромную массу людей среди тех, кто ушел в растаманы, рок-н-рольщики, карьеристы, цивилов и проч. Те самые, кто либо «перебесился», либо сменил тусовку. (В движении остаются единицы тех, кто смог влиться в его индустрию профессионально: музыканты, художники, швеи, организаторы. Эти до старости будут ежегодно посещать готические фестивали в Европе и, скорее всего, переберутся туда на ПМЖ. Однако, сейчас я их не беру в рассмотрение, поскольку статья немного о другом: о «массовой» популярности движения.)
      Среди тех же, кто вышел из активного участия в готическом движении на волне самоанализа, есть немалый процент тех, кто может вернуться обратно, но в кардинально ином виде. Дело в том, что в процессе знакомства с мировым духовным наследием человечества можно сделать поразительные открытия. То, что в глазах многих представляется Светлым, на деле может оказаться Темным. Простая психология может завести очень далеко. В сердце каждой из религий обнаруживается основа, которая неподготовленному человеку грозит основательно расшатать психику.             Оккультизм и мистика переворачивают восприятие мира. Это стадия Рубедо, в которой достигается состояние недвойственности и свободы от дихотомии первых двух. Потребность в самоанализе кончилась, поскольку все, что было необходимо выяснить — выяснилось. «Темных эмоций» Нигредо не осталось — слишком очевидно, что это были примитивные психологические состояния, сдобренные бушующими гормонами.
Состояние сознания на этом этапе представляет собой интересный феномен. Обогащенное изучением мировой духовности, оно, как ни странно, стало в разы темнее того, чем оно являлось сначала. Так, к примеру, тема смерти, находящая широкий, но банальный, отклик в готике, оказывается куда интереснее проработанной в тибетском буддизме. Буддизм представляется многим чем-то скучным и/или заумным, но после знакомства с Бардо Тхедол все готические стенания в духе My Dying Bride и суицидов в ванных кажутся детским лепетом.
      Пример со смертью я привела неслучайно. Тематика смерти — это стержневая тематика готического движения, и многие определяют готику как эстетику смерти. Однако просто эстетика смерти, просто переживания и эмоции на тему смерти — это скучно, это этап Нигредо. Изменение восприятия смерти от патетически-трагического к более глубокому может повлечь за собой реформу всего движения и дать готике новую жизнь. Тоже самое касается и всех остальных «темных» тем: боли, страдания, одиночества...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Место для коммента